Мы как то вечером выехали в галерею Tate Modern, благо она работает допоздна, аж до 10 вечера. Количество собранного там modern and contemporary art восхищает, по крайней мере меня. Одна моя знакомая говорила, что в Tate modern нет ничего особенного. Я полагаю, что modern art понимают далеко не все. Это отнюдь не потому, что люди лишены каких-либо способностей, а потому, что лишены знаний на сей счет. Это искусство нельзя ставить на одну планку с искусством Ренессанса. Нельзя сравнивать Микеланджело и Пикассо. Это просто разное. Что касается Пикассо, то его работы мне нравятся. В них есть смысл, порой даже более понятный и близкий, что очень важно!, современному человеку чем картины, к примеру, Караваджо или Веласкеса. Нужно только обладать знанием. Вычитать его, узнать, выпытать. Как только приходит Знание, то картина, как мозика, складывается. Сразу становятся очевидны знаки, символы, мотивы и вложенная мысль.
Многие картины в Tate modern могут нравится или не нравится. Малое количество работ оставляют меня равнодушной. А что главное в картине? По-моему, это то, что она пробуждает в нас человеческие чувства и эмоции. Например, многие работы мне кажутся отвратительными: вызывают у меня страх, неприязнь, тревогу. Но ведь это тоже эмоции. Значит, художник добился своего.
На самом деле, цель моего визита в Tate было желание увидеть работы Марка Ротко. Американского художника 20 века, по происхождению еврея из России. Хотя, родился он на территории Латвии, в нынешнем Даугавпилсе, что стало для меня очень удивительным открытием, когда я это узнала. Работы Ротко полюбились сразу. Уверена, что многие скажут: "Да ну, я тоже так могу". Не можете Он был первый, он открывал порталы, он завоевал популярность спустя 30 лет труда и голодания, он вкладывал сильные эмоции в эти работы. То, что человек был способен слишком много думать и слишком сильно всё переживать и привело к такой печальной концовке его жизни, как самоубийству. Тем не менее, после того, как я послушала, что о нем рассказывает Саймон Шама, Ротко определенно попал в мои фавориты в ряду художников моей души.
Зал его работ и правда производит впечатление некой мистерии. Картины, если смотреть на них дольше, начинают пульсировать и дышать. Люди молчат в этом зале. Тихо сидят на скамье и молчат, глядя на эти работы.


Фотографии делала не я. Я вообще не беру фотоаппарат в галереи.
Зал в полумраке, что является необходимым условием просмотра этих картин. Они правда чувствуются. Это ощущение умиротворения и спокойствия, одновременно перекликающееся с накатывающей волной чего-то необъяснимого и торжественного, немного пугающего. Как сказал Шама, ощущение, что картина затягивает тебя, что это порталы и выход на той стороне ведёт явно не на праздничный пикник.
Напоследок: не все его работы столь противоречивы. К примеру, эта:

вызывает исключительно прилив энергии, солнца, заряд радости. Солнечная, горячая, пульсирующая.
У него множество интересных работ, с совершенно разным импульсом в космос и к зрителям Его картины это внутреннее ощущение формы без вмешательства разума. Он полагал, что искусство должно быть инструментом эмоционального и религиозного самовыражения. Всю жизнь Ротко задавался вопросом: "Может ли искусство найти свой путь к человеку сквозь каждодневную суету? Возможно ли с его помощью вновь пробудить в человеке те эмоции, которые делают его человеком: чувство восторга, страдания, желания или страха? "
Я думаю, ему это точно удалось. Создать такой art.